Вторник, 19.11.2019, 10:56
BR - мои воспоминания
На главную страницу Регистрация Войти
Хара Суор приветствует тебя, Гость · RSS
Поиск
Что на сайте?
Статистика сайта

Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Своих людей: 0
 Мои воспоминания
Главная » 2008 » Январь » 9 » Водитель и трасса
Водитель и трасса
22:13

Я проснулся в пол-четвертого утра. С вечера будильник не ставил. Понадеялся на свой внутренний будильник, который не обманул.

Сразу же вскочил, оценил свое состояние – выспался, но хотелось бы еще поспать. А нельзя спать, предстоит дальняя поездка. Мне надо пораньше выехать из Нюрбы, чтобы вечером прибыть в Якутск.

Быстренько позавтракал, положил в сумку бутерброды, бутылку минералки – они мне понадобятся. Бутерброды на случай поломки машины, мало ли что может случиться в дороге. Но давайте не будем громко говорить, трасса есть трасса. Вообще-то я не собираюсь кушать в машине, для этого есть множество придорожных кафе, в народе именуемых «чайными». В некоторых сёлах по два, а то и по три чайных. Например, в селе Орто Сурт. Так что есть из чего выбирать – рынок и конкуренция.

Быстренько одеваюсь и иду в гараж. Там стоит моя испытанная семёрка - «ВАЗ-21074», на котором я должен преодолеть расстояние в 812 километров. Как всегда «провожу предполётную карту», как лётчики перед вылетом.

Домкрат, запаска, камера, насос, монтажки? Всё есть.
Буксировочная лента, лопата? На месте, проверил.
Фонарик? Вот лежит. Еще и маленький есть.
Запасные свечи, бегунок ротора и крышка трамблёра? Есть, вчера положил в машину.
Документы на машину? Всё есть, никакой гаишник не докопается.
Деньги? Нет, не забыл.
Комплект предохранителей? Лежат в бардачке.

Что еще? Да вроде всё на месте. Кстати, есть карта автодороги Мирный - Якутск, она мне понадобится.

«Предполетная карта» закончена, завожу двигатель – работает устойчиво, без перебоев. Выгоняю машину на улицу, закрываю гараж. Вот и всё, пора в путь. На суточном счетчике спидометра выставляю нули, бросаю взгляд на топливомер. Бак полный. Первая заправка будет в городе Вилюйске, до которого 230 километров. Смотрю на часы – время 04-30. Вперёд! Начинается отсчет времени и километража.

До села Жархан еду неторопливо, «раскатываюсь» – надо «прочувствовать» дорогу, ведь она скользкая. Осенью была аномально теплая погода, минусовые градусы чередовались с плюсовыми. Дороги покрылись коркой льда, а в соседнем Сунтарском улусе десятого ноября пошел дождь, а река Вилюй вскрылась во второй раз за год и начал курсировать паром. И это в середине ноября! Ужас, что творится с погодой…

За машиной остаются знакомые места. Кочай, Улуу-Сыhыы, Чаппанда, Суптур5ан. Алла Борисовна поёт про настоящего полковника, который обманул. Который угощал её коньяком за её же счёт. Потом она спела про седого паромщика. Далее про старинные часы, которые оказывается «еще идут».

Село Жархан, пройдено сорок километров пути. Сразу за селом река Марха. За рекой увеличиваю скорость. Кажется, дорогу «прочувствовал». Проезжаю село Маар. Плохо, что автодорога проложена прямо по селу, нет объездной дороги. Денег не хватило при строительстве дороги? Может быть, не знаю.

Приближаюсь к озеру Дженкюде и начинается густой снегопад. Скорость сразу падает. Неужели весь день будет валить снег? Слева остается село Ынахсыт. Потом начинается отличная дорога, только снегопад мешает. К счастью, за селом Одей он прекращается. Мне надо наверстать упущенное время, поэтому давлю на педаль акселератора. Стрелка спидометра ползет к цифре 90. КПП на пятой передаче. Хватит, больше не надо. Если ехать с большой скоростью по скользкой дороге, то быстрее устанешь. Из-за перенапряжения. Это проверено, знаем. Если поездка дальняя, более десяти, а то и более часов, надо ехать с той скоростью, при которой тебе комфортно. Это правило. Запомни, пригодится.

От села Одей до речки Тюкэн дорога отличная. Только в одном месте, возле телевышки есть «гребёнка», где маленькую машину нещадно кидает. Сбрасываю скорость до 60-ти. После гребенки держу 80. До речки недалеко.

Переезжаю через речку и останавливаюсь. Здравствуй, Верхневилюйский улус! Как и полагается, оставляю подарок. Это – святое.

После речки начинается плохая дорога. Колея, выбоины здесь не редкость. Через два километра развилка. Влево поедешь – приедешь в село Онхой. Далее сёла Маай, Мэйик, Далыр. А от Маай дорога на Ботулу, Сургулук. Знакомые места. Я везде побывал, кроме Кырыкый, Сургулук и Магаас. Вправо по трассе поедешь – увидишь Хоро, далее Верхневилюйск. Поэтому мои руки крутят руль вправо. Перефразируя Владимира Высоцкого, можно спеть: «…открыты Мэйик, Далыр, Сургулук, Онхой открыт, но мне туда не надо». Помните песенку про Аэрофлот?

Мне бы хотелось заснять село Хоро на фотокамеру, но очень темно. Ничего не видно. Может быть, сниму на обратном пути? Ведь друг просил. В какое время суток буду проезжать это село? Поживем – увидим. Еще надо до Якутска доехать, потом вернуться.

А в магнитоле надо поменять кассету. Мне когда-то один дальнобойщик из Новосибирска посоветовал: на дальней дороге нельзя долго слушать одну музыку – она расслабляет. В борьбе с сонливостью помогают монологи и анекдоты, потому что мозг работает, а когда слушаешь музыку, он отдыхает. Вроде этот совет помогает. Вставляю кассету.

«Америкосы ну-у тупы-ые-е…» Задорнов, конечно же, немного передергивает. Но шутка у российского и американского народов разная, в этом Михаил Николаевич прав. Например, я не воспринимаю такую шутку, когда целая толпа кидается тортами. Ну ни-че-го смешного я не нахожу. А вы находите? Думаю, что они с жиру бесятся.

Между тем на другом берегу реки уже видны огни Верхневилюйска. А вот и переправа через Вилюй. Здесь река широкая. Боже, сколько человек утонуло на этой переправе… Но хватит думать о плохом, я же еду в Якутск на встречу с одноклассниками. Некоторых не видел лет двадцать, а некоторых и все тридцать! Можете себе представить?

Переправа, переправа, берег левый, берег правый… На переправе нельзя останавливаться, поэтому я жму на газ.

Заехать к родственникам или нет? Да нет, наверное, все-таки рановато. И совсем не хочется терять время. Поэтому в Верхневилюйске не останавливаюсь.

После речки Мээнэкээн нажимаю на педаль до упора, то есть до пола. За стеклом машины проплывают сёла Нам, Оросу, Тамалакан, Харбалах. Прямо как в средней полосе России – село за селом. Скоро начнется Вилюйский улус.

Останавливаюсь на речке Чыбыда, являющейся границей между улусами и как всегда оставляю подарок. Далее буду ехать по территории Вилюйского улуса по ужасной дороге аж до самого Вилюйска. С сыдыбыльской развилки буду ехать по «волнам», где машина будет задевать задним свесом дорогу. Поэтому буду держать скорость 50 километров в час, не более. Когда же на этом участке сделают нормальную дорогу? А правительство уже давно отрапортовало о том, что «построена круглогодичная дорога от Якутска до Мирного».

Слава Богу! Этот участок короткий, длиной всего тридцать километров, поэтому вскоре я мысленно произнес, глядя на огни города: «Здравствуй, Вилюйск! Как давно я не видел тебя! Пять месяцев прошло с тех пор, когда я проезжал по твоим улицам на запыленном уазике». Кстати, на днях должны были подключить МТС в Вилюйске. Может, уже подключили? Надо проверить. Вытаскиваю «Сони Эрикссон» и на экране вижу слова, от которых в душе радостно не становится: «Нет сигнала сети». Еще не подключили, оказывается. Значит, от Нюрбы до Якутска нигде связи не будет, жалко, конечно… но ничего, привычно. Недавно по ТВ передавали, что в Кысыл-Сыре МТС подключен, только это на стороне от трассы, связи не будет.

Проезжаю город Вилюйск и останавливаюсь на АЗС. Сколько залить? Обычно заправлял 15 литров. Но сегодня чувствую, что расход немного увеличился. Во-первых, холодно, большое сопротивление качению подшипников. А это дополнительный расход топлива. Во-вторых, вместо родного «семерочного» карбюратора установил «шестерочный», при этом из-за того, что провода не подходят, отключил электромагнитный клапан ЭПХХ. Вы знаете, что такое экономайзер принудительного холостого хода? Нет? Ладно, когда-нибудь расскажу про это. Или вы поищите информацию в Интернете.

Так сколько же залить? Ладно, попробую 17 литров. Сказано – сделано. После заправки я увидел две вещи: цифру 17 на бензоколонке и бензин в бензобаке на уровне заливной горловины. Значит, расчет был верным.

Время пол-девятого утра, за спиной 230 километров. Примерно через 180 километров будет пройдена половина пути. А где я буду завтракать? Ответ уже готов: в Хампе, до которого осталось проехать всего-то 76 километров. Вперед и с песней на Хампу!

И опять урчит мотор, опять льется песня из динамиков, а серая лента дороги несется под машину.

От Вилюйска до Хампы дорогая хорошая, только немного скользкая. Еду неторопливо, спидометр показывает 70-75 км/ч. У меня нет никакого желания закончить свой путь в кювете. Слева остается село Сосновка, потом развилка на Чинэкэ. Слушаю музыку и кручу руль. Начинается рассвет. Вдруг с полотна дороги поднимается стая куропаток и веером летит прочь от машины. Во мне просыпается охотничий азарт, инстинктивно нажимаю на педаль газа до упора. Семь десяток «лошадей», спрятавшихся под белым капотом, чутко реагируют на движение моей правой ноги. Бедные куропатки в ужасе мечутся влево-вправо, одна чуть не сталкивается с лобовым стеклом. Я успокаиваюсь и убираю ногу с педали газа. Куропатки растворяются в белесой мгле.

Кстати, насчет «лобового» стекла. Как-то один мужик говорил: «вот вы всегда говорите лобовое стекло. Лобовым оно станет после того, когда вы своим лбом стукнетесь об него. А пока оно ветровое». Что ж, вполне логично, согласен.

Вскоре проезжаю через село Екюндю. Потом развилка на Бетюнг, речка Быракан, село Тасагар. До Хампы осталось проехать шестнадцать километров. Скоро десять утра, я почти не проголодался. Но надо обязательно поесть, обед планируется в селе Асыма, в тридцати километрах ближе села Бердигестях.

После завтрака в новой чайной с. Хампа продолжаю свой путь. До следующего села Жемкон (Эбэ) тридцать четыре километра. В первой половине дорога извилистая, много поворотов. Потом начинаются сосновые боры, прямые участки, проходящие по гарям, которые очень похожи на лесотундру. Поднимается солнце, вместе с солнцем настроение. Намного веселее, когда светло, не правда ли? Или вы не знаете что такое восход солнца, когда вы едете один?

Лепестками белых роз
Наше ложе застелю,
Я люблю тебя до слёз,
Без ума люблю…

Лет десять назад мы с Лёшей ездили в Якутск на КаМАЗ-е за грузом для коммерческого магазина. Помню, почти всю дорогу Лешка крутил кассету с этой песней. Потом песни надоели мне, поэтому я начал рассказывать ему анекдоты. И Лешка так заржал, что мы чуть-чуть не улетели в кювет. Всякое бывает.

А вот и с. Жемкон, которое остается чуть левее трассы. Возле дороги чайная, на которую я не обращаю никакого внимания. Лечу вперед, только вперед. До села Лекечен примерно семьдесят километров.

Хватит песни слушать, надо поставить анекдоты.

«В конце улицы Штирлиц увидел голубые ели. Подойдя поближе, он увидел: голубые не только ели, но и пили». А когда смеяться-то? Ну ладно, так уж и быть: хаа-ха-ха!

Скоро будет печально известная речка Тангнары, где были расстреляны 4 человека, в том числе беременная женщина. Лет восемь назад, примерно. Точно не помню. А вот и речка с высоким мостом из трех труб большого диаметра. Лечу вперед.

Следующая речка - Эйим, до которой осталось примерно двадцать пять километров. А может быть немного больше. Летом в начале июля мы ночевали на этой речке, покормили здешних комариков, которых было больше, чем единороссов в России. До сих пор зуд не дает покоя по ночам…

Тем временем позади Эйим, приближаюсь к селу Лекечен. Здесь самая хорошая дорога, прямая как стрела, ровная. На прямом участке держу скорость 90 км/ч. В некоторых местах сбрасываю скорость до 60-ти, включаю фотоаппарат и на ходу снимаю фотки. Знаю, что их качество будет не очень. Но останавливаться нет времени. Одной рукой держу руль, другой рукой снимаю.

Когда я влетел в село Лекечен, часы показывали 11-52. Почти полдень. Пройдено примерно 405 километров, осталось столько же. Но во второй половине пути средняя скорость возрастет на порядок. Во-первых, светло. Во-вторых, снегопад не будет мешать, надеюсь на это. В-третьих, качество дороги получше. Посмотрим, как дела будут идти. Я никогда не говорю заранее, во сколько приеду в тот или иной пункт назначения. Например, я в Мирном. Перед выездом домой звоню жене. Она спрашивает: «Во сколько приедешь?» Я отвечаю уклончиво: «Люди ездят за 6-7 часов». Или: «В прошлый раз я приехал за шесть с половиной». Дорога сама знает, за сколько тебя довезет на своем горбу. Так что никогда не говори за дорогу. Запомни это.

Позади речки Кюнкюс, Чемпере. Я въезжаю в село Илбенге, расположенное в 36-ти километрах от Лекечен. Лихорадочно думаю: проехать дальше или немного заправиться? Мало ли что может в дороге случиться. Принимаю решение заехать в АЗС и залить десять литров А-76. Девяносто второго здесь нет.

После заправки выезжаю за село и следую со скоростью 60 км/ч. Дорога не ахти какая, да еще и с поворотами. В некоторых местах с колеей. До села Орто Сурт шестьдесят километров, до границы – половина. Там и отдохну, немного ноги затекли. Все-таки 440 километров позади.

Справа остается старое село Арылах. Кажется, здесь мало кто живет. Вспоминаю, как году в 2003-м, кажется, мы на «Ниве» возвращались из Якутска, к нам подсел старик. Это было здесь, в Арылахе. Хотя места в машине почти не было, пожалели старика. В те времена в этих местах насыпная дорога только строилась, поэтому люди ездили по «дороге», проделанной в лесу бульдозерами. Десятки километров пилили на второй, а то и на первой передаче. Голова чуть-чуть не отваливалась от тряски по кочкам.

Хорошо, что мы взяли того старика. Потому что он показал нам другую дорогу, по которой без никакой тряски быстренько приехали в Илбенге, где старик остался. Мы поблагодарили друг друга и расстались. До сих пор вспоминаем про старика.

Граница между Вилюйским и Горным улусами. Обязательная остановка. Да и отдохнуть надо, поразмяться. На стоянке машин нет. Выключаю двигатель, выхожу из машины, потягиваюсь. Немного устал, позади 470 километров скользкой дороги на лёгкой, вёрткой машинке. Эх, иметь бы тяжелую комфортабельную машину, которая уверенно держит дорогу! Давайте, помечтаю? Говорят, только мертвец не мечтает.

Первым делом оставляю традиционный подарок. Здравствуй, Горный улус! После приветствия закуриваю. Сколько километров осталось до Якутска? До Орто Сурт примерно тридцать. От Орто Сурт до Асыма – 98 километров. Асыма – Бердигестях 30. Бердигестях – Магарас 87, Магарас – Якутск 97. Сколько получилось? Примерно 340 километров. Не так много, вообще-то. Но надо иметь ввиду, что после Бердигестяха навалится усталось, пятая точка будет болеть и ты не будешь знать, как сидеть.

Вообще на «семерке» эргономика мне нравится. На порядок выше, чем на «шестерке». Про уазики я даже не говорю.

Тем временем сигаретка выкурена, начинаю делать зарядку. Качаю маятник влево-вправо, вперед-назад. Потом начинаю проводить бой с тенью. Мои джэбы, хуки и апперкоты сыплются как из рога изобилия. Даже вспотел. Наконец-то до меня доходит, что не удастся нокаутировать тень. Поэтому бросаю это дело и осматриваю машину. Колеса в норме. Под двигателем никаких подтёков. Машина стоит ровно. Тогда вперед?

Сажусь в машину, пристегиваюсь. Делаю несколько глотков воды. Завожу двигатель. Со стороны Вилюйска приезжает «Тойота Дюна» и останавливается. Мне надо рвануть, пока «Дюна» отдыхает. Что я и делаю. Стрелка спидометра держится около цифры 70. Быстрее не хочу, местами есть колея. Несколько раз пришлось отреагировать на занос задней оси из-за колеи. Вот так буду ехать. Колеса круглые, они вращаются. Куда-нибудь приеду, если ничего не случится.

Проезжаю село Орто Сурт, не останавливаясь. Возле чайных много машин – здесь вилюйские любят обедать. Потому что это полпути от Вилюйска до Якутска. Я же редко когда здесь кушаю. Мне больше по душе село Асыма. И вот почему.

В 2003-м году на новый год мы поехали в Якутск на «Ниве». Собственно, из Нюрбы выехали 2002-м, в Якутск приехали в 2003-м. Поясню. 31-го числа вечером в семь часов выехали в Верхневилюйск к родственникам. У них встретили новый год, посидели до трех утра, потом легли спать. Утром в 10 выехали на Якутск. Кушанья с собой почти не взяли, думали, будем питаться в чайных. Как же жестоко мы ошибались! Приехали в Хампу – чайная закрыта (тогда была одна чайная). В Жемконе тоже не работает, праздник ведь. В Лекечене тогда чайной вообще не было. В Илбенге на дверях висит замок. К тому времени мы уже съели скудные запасы. Дорога ужасная, в некоторых местах пилили на первой передаче, иногда на второй. Кто-нибудь помнит эти времена?

Вся надежда на Орто Сурт. Поздно вечером приехали туда. Ничего не работает. Делать нечего, едем дальше в Асыму. А тут я устал, спать захотелось. Дорога ужасная, к тому же ночью праздновали, спал мало. Я устроился на «ночлег» недалеко от речки Тюгене. За окном минус сорок два. Поспал полчаса, может быть, минут сорок. Потом голод погнал меня вперед к селу Асыма. Ночью приехали в это село. Чайная работает! С каким удовольствием мы там покушали, словами не передать. С тех пор постоянно там останавливаюсь. Вот такая история. Кстати, спасибо селу Асыма!

От села Орто Сурт до Асыма девяносто восемь километров. Самый длинный участок трассы, где нет ни души. Нет человеческого жилья. Когда проезжаешь этот участок ночью, в мороз, да еще одному, это давит на психику. Скажем, слегка поддавливает, не без этого. Но когда приезжаешь в Асыму, словно тяжесть убрали с твоих плеч. Потому что до Бердигестяха остается всего-то тридцать километров.

Еду, не останавливаюсь. Думу думаю и музыку слушаю. Впереди какая речка? С табличкой? Да это же Тюгене, где мы ночевали с чувством голода в обнимку. Скоро будет речка Александр-Урях, от которой до Асыма рукой достать. Примерно 35 километров.

До села Асыма доехал нормально. Подрулил к любимому кафе. Здесь я взял и первое, и второе. Пирожки тоже взял. И обязательно чёрный кофе.

Из кафе я вышел человеком. Поехал дальше по трассе. Скоро будет село Бердигестях. Как увидишь опоры ЛЭП-110 кВ, значит, до села осталось несколько километров.

Проехал Бердигестях, поднялся на горку. В АЗС нет «девяносто второго». Развернулся, поехал назад к другой заправке. Там только А-76 и Н-80. Залил пятнадцать литров «нормали». Потом спрашиваю у заправщицы, есть ли в Магарасе Аи-92? Она отвечает, что не знает, но может туда позвонить. Ладно, говорю, не надо звонить. Если в пути двигатель будет плохо себя вести, придется заправляться в Магарасе.

Сначала еду медленно, потом постепенно увеличиваю скорость. Выключаю музыку, прислушиваюсь к работе движка. Устраиваю проверку на детонацию топлива. Нет, всё нормально, звонких стуков нет. Набираю свои 80 км/ч. Ставлю армейские анекдоты.

Взлетает самолет. Первый пилот спрашивает у второго:

- Ты карты взял?
- Так точно, взял. Три колоды.
- Ууу… дурак. Опять придется по пачке «Беломора» лететь!

Старая ферма Еленг, потом Крестях, речка Ситте. Колеса крутятся, трасса летит, одна картина меняет другую. Не меняется лишь водитель, упорно крутящий руль с пол-пятого утра. Скоро будет телевышка, потом спуск вниз с левым поворотом, а внизу старая ферма, мост через речку и опять подъем. Оттуда до Магарас двадцать километров.

Усталость наваливается. Пытаюсь сидеть и так, и эдак, но все-равно неудобно. Вечереет. На магарасской заправке не останавливаюсь. Зачем терять время на заправке, если двигатель нормально работает.

За селом мост через речку Чакыйа, сразу за мостом крутой подъем. Еду довольно резво. Оказывается, в этом году дорога Якутск – Бердигестях в хорошем состоянии. В те годы было много крупного гравия, машина чуть-чуть не разваливалась на ходу. На Жигулях быстрее 60-ти нельзя было ехать. Два года назад у меня не выдержали шпильки стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески, оборвались в районе села Лекечен. Пришлось снять стабилизатор и пилить четыреста километров до Нюрбы. Это из-за гравийной дороги, я уверен.

На 69-м километре множество машин, люди ужинают. Здесь всегда бывает много машин, хотя рядом с Якутском. Я не останавливаюсь, «лечу» к столице. Встречных машин много, в основном УАЗ-такси. Тяжело груженые, они слепят меня даже при ближнем свете. Почему на УАЗиках не делают гидрокорректор фар? Как у меня на семерке? Ведь очень удобно: загрузился – подкорректировал поворотом ручки. И все дела.

А вот и речка Кенкеме, сорок семь километров от Якутска. Интересное дело: чем ближе к столице, тем меньше усталость. Но я уверен: после Якутска усталость будет увеличиваться пропорционально квадрату пройденного расстояния. Когда-нибудь попробую формулу в деле.

До города остается примерно двадцать километров. Я вытаскиваю сотовый телефон и начинаю поглядывать на экран. Пока слов «MTS RUS» не видно. Но перед выездом на асфальт замечаю, что с экрана исчезли слова «Нет сигнала сети», а вместо них красуются заветные слова «MTS RUS»! Сразу же начинаю звонить домой. Вызов пошел, вскоре я услышал родной голос: «Привет! Ты где, в Якутске?»

После позвонил Саше, договорился встретиться возле магазина «У Виктора». Усталость как рукой сняло.

Спуск к посту ГАИ, огни вечернего Якутска. Часы показывают 18-50. Позади восемьсот двенадцать километров, четырнадцать с половиной часов езды.

Здравствуй, Якутск!

Просмотров: 3680 | Добавил: br
Анатолий Иванов. При любом использовании материалов сайта ссылка (для интернет-ресурсов — гиперссылка) обязательна © 2019
Тук-тук! Войдите!
Календарь обновлений
«  Январь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Мой архив
Разное


Моя кнопка:
Black Raven - мысли, воспоминания, рассказы
HTML-код кнопки:


К коду вы можете добавить параметр target="_blank". Это на ваше усмотрение.